На главную

К перечню статей

 

              

  1 (8), 25 января 2002 г.

 

 

 

 

 

 

На главную

К перечню статей

 ЖИТЬ ИЛИ СУЩЕСТВОВАТЬ?

Логическая конструкция жизни инженера Борцова

 

   С противоречиями в нашей жизни все мы знакомы не понаслышке. Их хорошо обозначил еще Виктор Степанович Черномырдин в своей крылатой фразе: «Мы всегда хотим как лучше, а получается как всегда». Спрашивается: кому, если не инженеру, приложить свои профессиональные навыки и опыт к раскрытию этого и других противоречий нашей жизни? В такой постановке вопроса трудно увидеть что-то необычное, поскольку даже при самом поверхностном взгляде на жизнь можно заметить:

  1.  Жизнь наша - это множество относительно случайных явлений, и в общих чертах она - случайная функция. А поэтому разрешить ее противоречия представляется возможным, только овладев знаниями теории случайных функций и теорией вероятности.

  2. С другой стороны: наша жизнь - есть процесс, ведомый какими-то своими внутренними, нами не познанными пока законами. То есть - процесс автоматический, саморазвивающийся. А потому разрешить ее противоречия представляется возможным, только овладев знаниями теории автоматических систем.

  3.  С третьей стороны - это процесс обмена: мы постоянно в своей жизни обмениваемся информацией. А поэтому разрешить ее противоречия представляется возможным, только овладев знаниями теории информации.

  4.  И наконец. Тот факт, что мы - живем, находит свое проявление исключительно только в наших отношениях к вещам, предметам и явлениям окружающего мира. Отношения эти - результат психофизиологических процессов в нашем организме. А поэтому понять жизнь и разрешить какие-то ее противоречия возможно, только овладев знаниями инженерной психологии и психологии личности.

   Опираясь на сведения, положения и теории названных дисциплин, я и намерен предложить вашему вниманию один из возможных путей решения проблемы духовного возрождения нашего общества, считая ее ключом к решению всех других его проблем - социального, экономического или политического характера.

 

   Альтернативой прежнему способу образования убеждений и верований человека может быть только создание теории - теории жизни. Такой, на основе которой каждый человек обрел бы способность сам создавать для себя свои убеждения и веру, сам создавать для себя свои идеалы и ценности - создавать свою идеологию, как убедительную для себя «карту мира». Ясно, что в основу такой теории должны быть положены не умозрительные заключения мудрствующего философа, а исключительно только объективные законы природы - математически выверенные, практически доказанные и описанные в учебниках естественных дисциплин.

   Говоря о духовности, невозможно не коснуться вопросов Идеологии, Убеждений, Веры. Они на устах каждого, с кем случается вступить в доверительные отношения или беседу. Вот, к примеру, не далее как 23-го декабря (15 ч. 20 мин.) такая беседа велась с радиослушателями по программе Центрального радио. Одна из ее участниц, ратуя за скорейшее возрождение духовности в России, поделилась своей надеждой на пророчество некой известной прорицательницы Ванды, якобы предсказавшей, что «все религии мира вскоре исчезнут, и в мире останется лишь одна религия, которая придет из России». Слушательница спрашивает ведущую передачи: доживет ли она до того времени, когда это пророчество сбудется? Роль на мировой арене России в качестве этакой миссии, несущей человечеству дар его духовного просвещения, показалась ведущей достаточной компенсацией за пренебрежение, страдания и принижения авторитета, что выпали на долю нашего народа в XX веке....

   Можете себе представить мое состояние: если в ваших мозгах второй десяток лет варится, готовая выплеснуться, теория жизни - вы мечтаете поставить жизнь на теоретические рельсы, чтобы свести в ней к минимуму горе, страдания, беды, и уже примеряете их к ней.... И вдруг совершенно случайно вы слышите такое пророчество. У вас невольно проскакивает мысль: «А вдруг?.. Чем черт не шутит?..».

   Хотя, конечно, верить в предсказания каких-то там пророков нам интеллектуалам - как-то не пристало.

   И тем не менее. Задолго до пророчества этой Ванды, упомянутой выше, признанный в мире авторитет в области психологии личности, профессор Франкл Виктор писал в своей книге «Человек перед вопросом о смысле»: «Мораль, в старом смысле слова, уже доживает свой век. Добро или Зло будут определяться не тем, что мы должны делать или делать нельзя. Добро - будет определяться тем, что способствует осуществлению человеком возложенного на него и требуемого от него смыслом, а Зло - что препятствует этому».

   Отсюда вывод: только наделение человека способностью к осознанию им смысла в жизни - вот ключ: и к осознанию им Добра и Зла, и к духовному возрождению России, и (если того хотите) к исчезновению всех религий (как то предсказывает некая Ванда).

   Однако Природа не наделяет человека такой способностью - достижением всего исторического развития человеческой цивилизации. А потому человек не может обрести такую способность самостоятельно, т.е. спонтанно. Такой способностью человека можно только наделить. Наделить соответствующим его воспитанием и обучением. Обучением его приемам и методам построения собственных суждений и контроля их достоверности с опорой на знание им законов объективной реальности. Обучением его основам теории жизни - т.е. формированием его соответствующих отношений к ней.

   Даже у людей с высшим (чаще гуманитарным) образованием очень распространено глубоко ошибочное мнение, будто (я цитирую) «никому не дано со всей достоверностью знать, что в мире истинно, а что - ложно». Имея в голове информационный хаос, такие люди просто не верят в возможность существования в мире чего-то объективно-определенного, истинно-достоверного. Являясь идейной основой всякого невежества, а потому: вседозволенности и хамства (поскольку служит тому оправданием), - мнение это в высшей степени порочно, и с ним необходимо вести самую беспощадную борьбу.

   Уважение - есть одна из форм отношений человека к окружающим его предметам и явлениям в мире. А наши отношения - это единственное, чем проявляется тот факт, что мы живем. В специальной литературе содержание этого понятия - отношения - не раскрывается. В то время как осознание этого его содержания я бы назвал одним из ключевых моментов в осознании нами жизни, поскольку без ясного осознания особенностей возникновения и развития отношений, их свойств, осознания признаков наличия тех или иных отношений, осознания принципов их формирования - ясно осознать жизнь представляется невозможным.

   Достоверность - есть такой же продукт строго определенной технологии его производства, как и любой другой продукт человеческой деятельности. А потому, если эта технология его производства нарушена, то он тоже выпускается недоброкачественным.

   Взгляд человека на мир с позиции принципов самовозникновения и саморазвития явлений в природе коренным образом изменяет практически все его отношения. Это изменяет его отношение к миру, к природе - к осознанию в них причин и следствия, первичного и вторичного. Изменяет его отношение к жизни - к происходящим в ней явлениям и процессам. Изменяет его отношение к проблеме развития отношений и разрешения конфликтов в семье, на общей кухне, на производстве... Ко всему. А главное - раскрывает перед человеком перспективу осознания им содержания смысла жизни, что совершенно по-иному позволяет ему понять жизнь, человека, его отношения, его психику, закономерности его психических реакций и т.д.

   Не секрет, что Земля наша является замкнутой системой. В таких системах все процессы могут происходить только по замкнутой логической конструкции, т.е. по логике действия автоматических систем. Поэтому относиться к предметам и явлениям нашей жизни и оценивать их, игнорируя эту реальность – возможность их самовозникновения и саморазвития, - следует уже расценивать как невежество.

   «Всякая наука, - писал Франкл Виктор, - рассматривающая человека как замкнутую систему, в которой разворачиваются динамические взаимодействия, а не как существо, стремящееся к смыслу, венчающему его существование, по необходимости должна лишать человека способности превратить трагедию в триумф».

   Отсюда ясно, что для того, чтобы человек мог обрести способность превращать трагедию своего временного существования в этом мире в триумф, он должен:

   - осознать смысл своего существования в этом мире - осознать смысл своей жизни;

   - осознать пути и способы его реализации: чем они определяются и от чего зависят.

   Смысл жизни есть логическая конструкция самого этого автоматического саморазвивающегося процесса - процесса нашей жизни. Иначе говоря, это есть сама ИДЕЯ - логика построения нашей жизненной системы, как автоматической самовозбуждающейся системы генерации процесса самой нашей жизни, т.е. -принципиальная основа и ее работы, и существования самой нашей жизни. В принципе: это в точности подобно ИДЕЕ производства электроэнергии Волжской ГЭС - логике построения ее генераторов, т.е. - теоретическим принципам, заложенным в основу производства ими электроэнергии. Их знание позволяет нам эффективно использовать для этого водные ресурсы, а потому от нашего стремления оптимально возбудить этот генератор (как к смыслу!) «нельзя отмахнуться, - говоря словами В. Франкла, - как от простого хотения, сиюминутного желания». (Мы - инженеры - сталкиваемся с этим ежедневно и ежечасно).

   Иными словами, в зависимости от того, настолько четко и ясно мы представляем себе смысл нашей жизни - т.е. логическую конструкцию, отражающую сам принцип ее существования и развития, во многом определяется сама эта наша жизнь, ее качество. Этим всецело определяется сама способность человека, - говоря словами В. Франкла, - «превратить трагедию в триумф».

   Однако одно дело - нарисовать принципиальную схему логической конструкции оптимального существования и развития нашей жизни. И совсем иное дело – создать рабочий проект, изыскать материалы и средства его реализации.

   Переход от предметного видения мира к видению его в форме информационных содержаний вещей и предметов и информационных процессов ее явлений обеспечил возможность выявления таких общих принципиальных закономерностей.

   Такой подход к видению мира позволил сопоставить возможность человека жить с возможностью некоего канала связи без искажений и задержек во времени передавать динамичное изображение окружающей среды обитания человека. При этом, на основе 2-й теоремы Коши, оказалось возможным наглядно иллюстрировать все возможные варианты качества нашей жизни на примере качества воспроизведения динамичного изображения на экране обычного телевизора, где те или иные условия нашей жизни можно моделировать изменением полосы пропускания его видеотракта (манипулируя ручками его настройки). В этом случае, изображение, получаемое на экране телевизора, своим качеством будет однозначно соответствовать качеству той нашей жизни, условия существования и развития которой были смоделированы частотной характеристикой всего видеотракта от передающей студии до ТV-приемника.

   Так, например, сегодняшнему состоянию качества нашей жизни соответствует такое изображение на экране телевизора, видеотракт которого, имея широкую полосу пропускания передаваемых частот изображения, не способен воспроизводить постоянную составляющую его спектра. Мы при этом будем иметь возможность видеть только резко очерченные переходы между элементами изображения. Сами же эти элементы и общий фон изображения будут представлены нам однотонно-плоскими, лишенными живой гаммы полутонов и их индивидуальных оттенков - т.е. будут выглядеть безжизненными, перемещающимися по экрану-жизни, как тени. Такой мы и наблюдаем нашу сегодняшнюю жизнь в условиях духовной деградации нашего общества, как эквивалента (или аналога) утерянной нами «постоянной составляющей» в спектре частот воспроизводимого нами «изображения» окружающей среды.

   Такая интерпретация нашей жизни дает нам возможность осознать фундаментальные основы ее духовного и экономического состояния и развития, увидеть пути и способы возможной их деформации, увидеть причины, побуждающие к тому человека, и тем разрешить многие противоречия в наших представлениях о жизни, нередко загоняющие нас в тупик.

   Наши новые представления об окружающей нас реальности - о Природе, о Жизни, о вещах и явлениях - настолько значительно изменяют наши, изначально жесткие и грубые в своем пристрастии к ним, отношения, что последние как бы растворяются в этих наших новых представлениях о них подобно сахару в воде, образуя тончайшую сеть новых, густо переплетенных и еле уловимых взаимозависимостей - т.е. новую систему к ним отношений. При этом сами предметы наших былых пристрастий в этой новой системе начинают терять для нас свое изначально-приоритетное значение, уступая это место более существенному и значимому для человека в жизни. А именно: продолжая обеспечивать возможность человека существовать в этом мире, они теряют свое изначально приоритетное для него значение, в свете раскрывшейся в этом случае перед ним возможности Жить!

   При этом сами предметы былых пристрастий человека продолжают представлять для него не меньшую ценность. Но уже не как средства удовлетворения его животных потребностей, а как результат творения его рук, его разума, как СИМВОЛ его совершенства и могущества в этом мире!

Владимир БОРЦОВ

 

Свои отзывы и мнения вы можете отправить по адресу: invir@yandex.ru

Контактные телефоны Института развития Человека: 76-04-14, 70-46-55

 

 

                                                                                                                           

Hosted by uCoz