На главную

К перечню статей

 

 

               

  № 30 (141), 26 июля 2005 г.

 
                                                                                                           

На главную

К перечню статей

  

КАК МЫСЛИМ, ТАК И ЖИВЕМ…

В Саратове появился Институт развития человека

  Идея создания Института развития Человека возникла еще в 2000 году. А в 2001-м появились первые публикации на тему создания этой необычной организации, в газете «Настоящий Саратов».

  Можно сказать, что Институт рождался, если не в муках, то в мучительных сомнениях: надо ли сегодня выходить в общество с новыми идеями, с принципиально новой организацией? Однако в марте 2005 года Институт развития Человека был зарегистрирован как юридическое лицо в форме некоммерческого партнерства. Состав его участников говорит сам за себя. Доктор медицинских наук, профессор, академик Российской медико-технической Академии Алексей Адамов – сотрудник НИИ «Микроб», автор многих научных работ и книг, специалист по ноосферной философии. Еще одна известная личность в Институте – доктор восточной медицины Сергей Врубель, руководитель медико-биологического центра «Vitalis». Кандидат философских наук Сергей Палагин – автор книги «Полилогические раскопки» и разработчик когнитологии – науки о мышлении человека. Владимир Алексеенко – парапсихолог с ученой степенью – он кандидат физико-математических наук. Точнее, Владимир Викторович занимается разработкой математического аппарата исследования эзотерической физики. Это только одно из его направлений работы. В составе Института также врач, автор книги по рефлексотерапии Владимир Батанов, инженер и автор методик по социальному мышлению Владимир Борцов, философ и инженер Михаил Ганзин, который представляет политическое и экономическое направление в Институте. Андрей Коробов – молодой и одаренный ученый и политик: ему 28 лет и он кандидат политических наук. Вопросы бизнеса ведет предприниматель Олег Навотный, который также занимается теоретической парапсихологией.

  Женская половина Института развития Человека – это известный в Саратове астролог Ольга Степчук, не менее известный журналист и первый главный редактор газеты «Сфера» (выходившей в Саратове на волне демократии в начале 90-х годов) Елизавета Рогачева. Сегодня она редакторствует в газете «Оберег». Раиса Семеновна Сорокина, автор книги «Вселенная Пифагора», которая была издана в Саратове в 2003 году: сама себя нумерологом не считает, хотя те, кто впервые знакомится с ней, воспринимают ее именно в этом качестве. На самом деле достаточно открыть ее книгу, чтобы убедиться – она занимается куда более глубокими исследованиями, чем простая нумерология. Не всякому читателю ее работа, которая имеет подзаголовок «Древняя система чисел», окажется «по зубам». Еще один врач в Институте – Алла Васильевна Пушкина.

  Это не полный список всех специалистов. Наконец, есть еще так называемый «резерв» - люди, которые очень хотели, чтобы в Саратове появилась подобная организация, и которые принимали участие в собраниях на тему «быть или не быть» Институту еще в 2001-2002 годах. Некоторые из них уже изъявили о своем желании присоединиться к этому некоммерческому партнерству. Так что Институт развития Человека, непременно будет увеличиваться количественно, причем в самое ближайшее время.

  В чем же необычность этой организации? Почему в ней вдруг объединились и ученые, и политологи, и те, кто занимается эзотерическим знанием? Об этом мы сегодня беседуем с директором Института развития Человека, саратовским журналистом Сергеем Щербаковым, автором книги «Спящие боги», которая готовится к печати, и главы из которой в конце 1999 года были опубликованы в газете «Еженедельник «Грани». Именно ему удалось вновь инициировать создание данной организации в 2003 году.   

 

   - Когда мы создавали Институт, на наших собраниях было очень много споров по поводу того, какая у нас должна быть концепция. Но какая концепция, например, у классического университета, где под одной крышей соседствуют исторический и физический факультеты, филологический и географический? Главная задача – получение знаний и исследовательская работа. Кстати, основной вид деятельности Института – научные исследования в области общественных и гуманитарных наук. Я ни в коем случае не сравнивают нашу организацию с традиционным вузом, но не исключаю, что в будущем мы получим соответствующую лицензию на образовательную деятельность. Сегодня же придется пока что ограничиваться разовыми лекциями, семинарами и конференциями.

   А вот идея организации, она очень простая – исследовать человека (в том числе его мышление) с помощью и науки, и медицины, и нетрадиционных знаний. Таких, как  классическая парапсихология, астрология, работа с тонкими полевыми структурами и хрональными полями. Наконец, нужно еще рассмотреть человека с точки зрения социума, то есть общественных отношений. В таком подходе сочетается троичность системы:  исследуется физическое тело, духовный мир, а также социальная среда обитания. Поэтому и политика, мягко говоря, нам не чужда.

  - А как же церковь? Она в вашей системе исследований отсутствует?

  - Русская православная церковь не пойдет на тесный контакт с такой организацией, как Институт развития Человека. Могут лишь возникнуть своеобразные дипломатические отношения. Представители других конфессий, наверняка со временем проявят интерес к нам. Поэтому данная тема, она будет изучаться с точки зрения науки, религиоведения. Мы не религиозная организация, хотя и открыты для диалога с любой церковью. Кстати, в нашем Институте бок о бок сотрудничают верующие и атеисты, и этим все сказано. Причем есть верующие на уровне традиционной религии, и те, кто занимается эзотерикой, и кто видит свой путь к Богу чуть иначе.

  - Но официальная церковь, наверняка не одобрит тот факт, что в вашей организации, с виду вполне респектабельной, подающей себя, как общественный институт, присутствует эзотерическое направление. Фактически оккультизм…

  - Оккультизм всего лишь составная часть эзотерики, которую, в свою очередь уже давно изучают ученые. Наука, в свою очередь, влияет на умы людей, и новые знания постепенно прорываются  в социум, приобретая уже политический аспект. Посмотрите, какая война идет между Русской православной церковью и теми конфессиями (между прочим, официально зарегистрированными), которые РПЦ относит к сектам. А неприятие католицизма, протестантизма? Это все битва за умы, которая обостряется с каждым годом, и я вас уверяю, что не классическое знание играет тут не последнюю роль. Возьмите для примера автора знаменитой книги «Диагностика кармы» Сергея Лазарева. За те 12 лет, что выходили его книги (коих уже 11), их общий тираж давным-давно перевалил за пять миллионов экземпляров. Поистине бестселлер в масштабах всей страны! И это не считая  многочисленных выступлений в разных городах страны, за рубежом, видеокассет. Так вот, за эти годы Сергей Николаевич настолько сильно изменил представление целого общества о карме, что ее классическое понимание в духе индийской философии, теперь доступно, наверное, лишь сотрудникам философских факультетов. Другое дело, что его теория во многом ошибочна, или, скажем так, не до конца проработана. К тому же лишь в 10 и 11-й книгах он во весь голос заговорил о политике, об общественном устройстве страны и о проблемах глобализма. Это уже симптоматичный знак! Эзотерика, таким образом, уже выходит на уровень социума и воздействует на умы, хотите вы того или не хотите.

  Поэтому РПЦ может признавать особый путь знаний и веры, или не признавать, это ее дело. Факт остается фактом: Институт будет изучать религиозные вопросы.

  - Насколько я понял, по вашему мнению, нетрадиционные виды знаний тесно соприкасаются с официальной наукой?

  - Конечно, слово «эзотерика» - оно многим режет слух. Но сегодня речь идет о новом типе знаний, для которого еще нет названия. Поэтому и приходится пользоваться данным термином. Это знание должно основываться на эмпирических данных, должно вобрать в себя то лучшее и полезное, что есть и в науке, и в религии, и в общественной жизни, но при этом нельзя сбрасывать со счетов эзотерические знания. Они – действенный инструмент для понимания сущности человека, его поведения в социуме, его духовной и нравственной жизни. К примеру, мне больше по душе такой термин: «изучение эволюции человека и способа его мышления». Именно мышление определяет степень нашего поведения и влияет на уровень «разумности» людей. Есть также аспект изучения времени, его влияния на мышление и на процессы эволюции. Знаете, как время влияет на общество? Нет, не в том смысле, что часы бегут вперед… Пулковский астроном, профессор Козырев еще в 50-х годах XX века экспериментальным путем обнаружил, что время обладает плотностью. Фактически из теории Козырева получается, что кто-то, или что-то управляет хрональными (то есть, временными) полями. А ведь время воздействует на материю. Но что тогда управляет самим временем? На мой взгляд – это  информационное поле, которое в эзотерике именуется «тонкими полевыми структурами». Вот поэтому, когда опытный парапсихолог работает с «полем» пациента, он изменяет его плотность времени.

  Эту же «временную» модель можно перенести и в социум. Развитые страны отличаются от нас, и от развивающихся стран тем, что уже вошли в фазу информационного общества, в котором коммуникационные связи работают гораздо быстрее, обеспечивая развитую инфраструктуру социума. Следовательно, более динамично развивается и экономика, усиливается социальная защищенность людей. Скажем так, все процессы в таких странах происходят с гораздо более высокой скоростью, нежели, например, в России. Мы только-только подходим к подобной модели развития, но нам еще до нее далековато.

  Поскольку социум – это наработанное разумное информационное поле человечества, то оно может также воздействовать на плотность времени, которое, в свою очередь, влияет на процессы физического, то есть, материального мира. Не зря существует поговорка: «Если хочешь не отставать от времени, то нужно бежать. А если хочешь идти с ним в ногу – то нужно бежать вдвойне».

  - Это и есть главная идея Института?

  - Ни в коем случае! Это всего лишь моя личная теория, которая изложена в книге, над которой я работал более шести лет.

  Понимаете, каждый из сотрудников Института – это фактически отдельное направление в исследованиях природы человека и его способа мышления. И нет у нас таких направлений, про которое можно сказать, что вот это имеет второстепенное значение.

  Если к предстоящим выборам в органы местного самоуправления Институт займется социологическими опросами, и будет участвовать в предвыборной кампании, то разве  надо сразу же говорить о политической организации? А ведь у нас есть люди, которые уже готовятся к выборам. Мы намерены еще и в других формах поучаствовать в общественной жизни города и области.

  Или мы, к примеру, завтра организуем в Саратове курс лекций, с приглашением в наш город ректора Санкт-Петербургской астрологической академии Сергея Шестопалова… Кстати, это учебное заведение официально носит статус частного вуза. Но организация подобных курсов вовсе не будет означать, будто Институт занимается исключительно астрологией. Не так ли?

  Добавлю лишь, что в скором времени в местной прессе появятся статьи наших авторов, каждый из которых ведет свое направление. Наверняка, будут и интервью с различными  специалистами Института.

  - Вы упомянули тему власти. Собираетесь с ней сотрудничать?

  - Сотрудничать надо со всеми официальными структурами – это полезно для дела. И в областном правительстве, и в мэрии Саратова много талантливых, профессиональных и умных людей. Но я приведу один маленький пример работы наших чиновников. Недавно в областном правительстве рассматривали концепцию реорганизации транспорта в Саратове. Я далек от той мысли, что муниципальная власть делает все в этом направлении правильно и верно. Но на областном совещании прозвучала такая информация: дескать, маршрут № 26 на сто процентов дублирует маршруты №№ 4 и 16. Дело в том, что 26-й ездит в Комсомольский поселок, «четверка» - в поселок Калашников, а «шестнадцатый» - в Заплатиновку. О чем тут еще можно вести речь?

  К сожалению, такие вот «перлы» различных специалистов от власти доводится слышать очень часто на всякого рода совещаниях. А знаете, из-за чего возникают казусы в работе структур власти? От отсутствия коллективной мысли.

  Поэтому Институт будет сотрудничать с теми, кто заинтересован в независимой экспертизе, в исследованиях, которые помогли бы самим чиновникам понять истинное содержание «среды обитания». Многие же из них просто не ведают, что творят. А если ведают, то зачастую проводят в жизнь политику узко корпоративных интересов, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  - Значит, по вашему мнению, власть поступает не профессионально?

  - Понимаете, в чем дело, если вы делаете свою работу добросовестно, то вопросов не возникает. А когда ум недисциплинированный лжет сначала самому себе, а потому всему обществу, то это превращает жизнь в сплошной кошмар. Что мы и наблюдаем сегодня.

  Дело здесь не в самой власти, а в тех людях, которые ее представляют. Они есть наше зеркало – отражение той общественной мысли, носителями которой мы все сегодня являемся. И потому мы живем плохо, что велика инерция мысли. Основной ее потенциал уходит на поиски заработков и пищи, прямо как в древние времена. Но парадокс в том, что одновременно с этим мы живем в эпоху информационного общества, общества потребления. Западные страны прошли этот путь социальной эволюции постепенно, а мы «внедрились» в новое время резко и будучи к этому психологически неподготовленными.

  - Однако недавно заместитель главы администрации президента Владислав Сурков заявил молодежному движению «Наши», что мы должны противостоять тлетворному влиянию Запада.

  - Господин Сурков может заявлять все, что ему угодно. Но ничего от этого не изменится. Можно до бесконечности искать национальную идею, но в условиях построения глобального мира необходимо находить нетривиальные выходы из положения. Российские ученые, в том числе лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов говорят, что нас спасут нанотехнологии. Проще говоря – ум. Именно на знания должна сегодня опираться Россия, а не искать «встречного» врага, с которым в очередной раз надо сразиться. Мы и без того вынесли неслыханное количество войн и нашествий. Исторически и ментально страна разучилась жить в условиях мира. Того мира, в котором не предполагается постоянного конфликта, а где господствуют человеческие интересы под маркой закона и культуры. Но ведь никто не стремится к законности, а про культуру я уж и говорить не буду. Отсюда наши проблемы…

  - Молодое поколение спасет Россию?

  - Будем на это надеяться. Многие из тех, кому сегодня исполнилось 14-17 лет – «чистые»  люди, которые смотрят на жизнь совершенно иначе, нежели старшее поколение, замученное сплошными реформами и революциями.  

  Беда в том, что педагогика как наука сегодня разрушена. Система так называемого воспитания – это набор азбучных истин в школе. Поверьте, неевклидова геометрия – это тоже «азбучная истина». Познав очередную теорему, человек не сможет получить ответ на вопрос о смысле жизни. Здесь мы соприкасаемся с понятиями духовности и нравственности. Не во имя же формулы «дважды два – четыре» мы живем на свете?!

  Молодежь, которая идет «за нами», она не утратила способности чувствовать, но научилась более глубоко мыслить. И это поразительно: учитывая наши эксперименты над сознанием на протяжении последних ста лет. Поверьте, все эти «опыты» по реконструкции человеческой жизни в России сказались на нашем способе мышления очень сильно.

  Ну, а те, кто обвиняет Запад в «тлетворном влиянии», должны посмотреть правде в глаза. Не только молодые люди уже воспитаны в «прозападном» духе. Даже представители поколения 60-х и 70-х годов изменились по стилю мышления и образу жизни очень сильно. Кстати, «гнилой» Запад – это священная идея свободной воли человека. Это что, разве бездуховное направление? А вот если мы продолжим внедрять в сознание масс «голую» идеологию рубля и доллара, тогда мы потеряем и молодое поколение, и старшее. Общество спасет только идея знания. Главное, чтобы было поменьше военно-патриотических игр, как на озере Селигер.

  - Вы имеете в виду слет молодежного движения «Наши»?

  - Любое массовое сознание, которое имеет происхождение из недр власти, выглядит очень уродливо. Так чаще всего получается… Гражданское общество – это такое общество, в котором коллективный разум подчиняет себе государственную надстройку. Когда система управления базируется на мнении нации, а не на оценках одного только правительства. Кстати, именно поэтому в так ненавистных многим западных странах чиновники фактически подчиняются коллективной воле. Власть там является продолжением общества, а не замкнутой кастой.

  - Но беда нашей власти в коррупции, не так ли?

  - Беда этой власти в способе мышления. В равной мере, как и в способе мышления многих других людей. Пока мы совершенно спокойно осматриваем могилы «вождей» у Кремлевской стены, не понимая, что пришли на кладбище в центре России, то говорить о каком-то там прогрессе в мышлении не приходится. В этом случае патриотизм будет основан на поиске врага, который днем и ночью не дает нам спокойно уснуть. И тогда уродливой окажется очередная национальная идея.

  А коррупция? Она сохранится еще долгое время. Чиновнику, который получает зарплату в тысячу долларов, а живет на вилле и ездит на дорогой иномарке, мало кто отважится сказать в лицо, что он негодяй и вор. А если кто и говорит об этом уже сегодня, то эффект от подобных обличений нулевой. Как воровали, так и воруют. Общество должно в начале осознать, что нравственные законы первичны. Без них мы никогда ничего путного не построим, и даже не возродим то, что имели.

  Увы, духовность, о которой мы сегодня говорим на каждом углу, она пока что носит строго индивидуальный характер. И лишь распространяясь на социум, на коллектив, она может дать определенный эффект. Нельзя жить во лжи и считаться духовным. Когда мы это поймем, у нас не будет ни коррупции, ни идеологического притеснения, ни религиозной вражды. Но для этого нужно чуточку изменить свой способ мышления. Поверьте, это не так сложно, как кажется на первый взгляд.   Зато результаты окажутся поразительными.

 

Беседовал Михаил ЮРЬЕВ

 

Институт развития Человека планирует проведение различных «круглых столов», лекций, семинаров. Будут проводиться опросы общественного мнения, оказываться индивидуальные консультации гражданам.

Всем, кому интересна деятельность Института, могут писать по адресу: invir@yandex.ru.

Можно также позвонить по телефонам: 76—04—14, 70—46—55. Адрес Института в Саратове: улица Чернышевского, 134 (угол Чернышевской и Бабушкиного взвоза).

   

 

 

                                                                              

Hosted by uCoz