На главную

К перечню статей

 

              

  № 34 (145), 1 сентября 2005 г.

 

                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На главную

К перечню статей

 

   «Саратовский репортер» продолжает серию публикаций об Институте развития Человека. Об этой организации наша газета рассказала в №№ 30 и 31 за 2005 г. В начале мы познакомили читателей с директором Института Сергеем Щербаковым, а затем была опубликована статья философа и инженера Михаила Ганзина на тему экономического развития России и Саратовской области в частности.

   Напомним читателям, что Институт развития Человека – необычная форма объединения людей мыслящих творчески. Это некоммерческое партнерство, которое было создано весной нынешнего года, и которое ставит своей задачей изучение природы мышления человека и его сущности. Причем со всех точек зрения: науки, общественных взаимоотношений и эзотерического знания.

   Но раз уж речь идет о мышлении, то самое время дать слово специалисту. На этот раз мы публикуем мнение сотрудника Института Сергея Викторовича ПАЛАГИНА, кандидата философских наук, социолога, а также первого когнитолога Саратова. 

 

НАПРЯГАТЬ МОЗГИ – ЭТО НАДО УМЕТЬ!

   11 июля 2003 года, на совещании с правительством президент России Владимир Путин сказал: «Надо думать о стратегических путях развития страны! Напрягать мозги!»

   - Напрягать мозги? Нет ничего проще! - скажут многие читатели. - Я ли не делаю это каждый день?! Напрягаю так, что к вечеру голова раскалывается!

   Что голова раскалывается - вне всяких сомнений. А после добросовестной работы лопатой ноют и руки, и спина... Но где и когда мы мерили производительность труда вечерней усталостью? Почему-то результаты мышечных усилий мы считаем в тоннах, метрах, штуках... Независимо от того, как они достались. Кому-то тяжело, а кому-то легко. Мы все разные: одни сильны и выносливы, а другие - нет. Как быть тому, кто не удовлетворен своими физическими данными? Выход известен: следить за своим здоровьем, заниматься спортом, тренироваться, ходить в фитнес-клуб, познакомиться с бодибилдингом. Но как измерить умственные усилия? Как быть тому, кто не удовлетворен своим интеллектом и хочет от него гораздо большего? Как быть тем, кто понял, что мышление - наш важнейший инструмент? Для того выход один - обращаться к когнитологии. Только с помощью этой науки вы раскроете секреты и возможности своего мышления, откроете для себя те тайны Природы, которые она заложила в ваш самый совершенный биологический «бортовой компьютер». И только с когнитологией научитесь правильно и эффективно мыслить.

   Когнитология - это наука о мышлении. По сравнению с другими науками она очень молода: ученые придали ей самостоятельный научный статус по историческим меркам буквально вчера: за последнюю треть минувшего века. Ведь мышление для нас - сложнейшее явление и для того, чтобы его понять, надо было собрать много научных фактов, и таких, которые стали доступными совсем недавно.

Основные истоки когнитологии - в когнитивной психологии, в кибернетике, в лингвистике, в логике, в информатике, в синергетике... Да и вообще во всей нашей научной и философской культуре. В целом когнитологию мы можем считать отраслью психологии, но с некоторыми условностями.

   - А как же логика? - спросит читатель. Ведь она была наукой о правильном мышлении! Да, но логика давно уже часть когнитологии. В логике мы упорядочиваем то, что есть, а с когнитологией создаем новое.

Жизнь - это борьба и соперничество. Уже миллионы лет жизнь есть соперничество, прежде всего интеллектов. Сначала породистых, талантливых. Потом опытных. Далее - образованных. А с конца XX века - соперничество еще и настроенных интеллектов. И мы всегда соперничали в том, в чем могли. В роскоши, в политике, в спорте… Сейчас открывается новая сфера для соперничества: настроенность и тренированность мышления. Не образованность, не эрудированность - это уже есть. Ни блестящее образование, ни энциклопедические знания никогда не давали настоящей мудрости. Они - тоже сферы соперничества, но другие.

   Оглянитесь вокруг - сколько ярких, но бестолковых, и, в конце концов, несчастных судеб! А почему? А потому что первейшее условие человеческого счастья - это гармония в мыслях и в душе. А ее нельзя купить, ее можно выработать в себе только самому. 

Да-да, именно так: выработать в себе. Настроенность мышления - это то, что каждый может сделать для себя только сам. В результате только своих систематических занятий. И после этого стать совсем другим человеком. Каким? Это можно понять, только занявшись этим. Здесь проходит своеобразное одностороннее измерение: сверху можно понять, насколько ты смог подняться над собой, но снизу практически невозможно представить, каких до каких высот можно добраться. Ну, разве только что по внешним атрибутам: высокому положению, диплому доктора наук, уважению окружающих. Но и это далеко не всегда точно отражает достигнутое духовное и интеллектуальное совершенство. 

   В своей книге «Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта»  Фридхарт Кликс, психолог с мировым именем, президент Международного союза психологических наук написал: «Огромное количество самых разных фактов указывает практически на одну и ту же закономерность: по мере эволюционного и исторического развития преодоление трудных ситуаций все более определяется внутренними, когнитивными процессами, а не хаотическими попытками … по типу проб и ошибок».

   Вот сегодня эти когнитивные процессы вылились в то, что среди привычных социальных ролей, таких как экономист, электрик, директор, учитель, врач, шофер появилась еще одна: когнитолог. А почему? А мы о нашем мозге, о нашем мышлении узнали столько, что можем теперь его целенаправленно настраивать, совершенствовать.

   На современном рынке производства товаров мы уже не представляем себе побед без «high-tech» - высоких технологий. А на рынке интеллектуальных продуктов и услуг? На нем уже давно берут верх свои «высокие технологии». И те люди и компании, кто их не использует, закономерно уступают в конкуренции. Разворачивается рынок высоких гуманитарных и социальных технологий - «high-home»: психологических, социально-психологических, педагогических, мнемонических, управленческих и прочих разных тренингов. Сегодня когнитологи к  «high-home» добавляют свой продукт: когнитотехнологию. Спектр ее возможностей широк: от обучения простейшей ментальной грамотности до индивидуальной отладки творческого самоорганизованного интеллекта. Каждый себе может взять то, что хочет и может.

   Очевидно, что в конкуренции победит тот, кто воспользуется технологиями «high-home» полнее других, в том числе и когнитотехнологиями. Ведь мы конкурируем, прежде всего, как психические и интеллектуальные субъекты деятельности. Наше главное оружие – это наш мозг.

   Вы читали книгу А. Тоффлера «Предвидения и предвосхищения»? Не читали? Обязательно прочитайте. Она из тех книг, которые для настоящего думающего человека есть «знаковая вещь!» Откройте страницу 109-ю: «если индустриальная волна дала пролетариат, то информационная волна формирует так называемый «когнитариат» - социальную группу, чья мощь основывается на знании, на использовании мозга, а не мускулов. Когнитариат обладает доступом к средствам информации, высокими культурными качествами и в целом обладает большей мощью, чем пролетариат. Старая истина о том, что знание - сила, отживает свой век. Для достижения власти в наши дни необходимо знание о знании».

   А что такое «знание о знании»? Это, прежде всего, когнитология - наука о мышлении.

   Ты, читатель, когда затупляются ножи и ножницы, куда идешь (если не точишь сам)? Ясно дело - к точильщику. А когда ботинки или туфли «просят каши»? Идешь к сапожнику. К соответствующему специалисту. А как с умом? Если, конечно, ты свободен от интеллектуального самодовольства и умеешь критически оценивать себя со стороны? Если даже был собой недоволен, то до последнего времени идти было некуда. Каждый действовал на свой страх и риск. Но времена теперь наступают другие. Ноосферные. Сложные, но по-новому интересные.

Вы когда-нибудь пробовали отыграть концерт на рояле, который не настроен? Или пообщаться по радио с абонентом, у которого приемник не на той волне? Или поработать на компьютере, у которого не отлажена программная оболочка? А ведь мозг - гораздо более сложный инструмент, чем компьютер, радиоприемник и тем более рояль. И вы надеетесь добиться с его помощью серьезных результатов, не отладив его, как полагается? Я не хочу сказать, что наши мозги сейчас совсем не настроены. Настроены. Но стихийно, частично, вразнобой, «однобоко». Нашей несовершенной системой образования. Короче, у кого как. Кто как взрослел, кому с учителями повезло или нет, кто как ума набирался - с тем и вышел в жизнь. И это не только на личностном уровне, но и на уровне национальном. Вспомните Михаила Задорного с его шутками про американцев: «…Ну, тупые!» А зачем оглядываться на других? Про какую страну говорят, что у нее две беды: дураки и дороги? 

   Теперь мы будем соперничать не только в том, у кого круче «тачка», комп или «мобила», но и у кого лучше настроено, лучше самоорганизовано мышление. А менеджеры будут принимать на работу тех, у кого даже в самых трудных ситуациях мысли не расползаются в стороны, как тараканы. Наш известный саратовский психолог Олег Гадецкий в брошюре «Лучшие психологические методики или что делать, если не везет?» так и написал: «Причиной стресса является наш ум. Всякий раз, когда вы испытываете на себе последствия стресса, вы можете заметить, что ваш ум как бы зацикливается». Вот чтобы этого не происходило, ум должен быть самоорганизованным, сильным, способным управлять негативными эмоциями.

   Что является причиной наших стрессов? Прежде всего - элементарная растерянность ума среди захлестывающего океана информации и неспособность вовремя принимать решения. Ведь мы сейчас переживаем эпоху информационного взрыва и свою цивилизацию все чаще называем информационной. Всяких сведений, знаний, данных сваливается на нас столько, что мы и не знаем, как на них реагировать. Все мы оказываются под своеобразным информационным прессингом. Люди с неорганизованным мышлением просто не знают куда деться от своей беспомощности. А от нее и до тех же стрессов недалеко. Что делать?

Ответ давно найден: обрести с настроенным мышлением свою интеллектуальную самодостаточность. Научиться профессионально фильтровать информацию, организовывать ее, создать свою личную информационную экологию. Стать сначала хозяином своего мышления и своего личного виртуального пространства, а потом понемногу завоевывать и окружающее…

   Весной этого года в нашем городе инициативной группой был организован Институт развития Человека. В нем объединились люди, задумывающиеся о нашем будущем, о духовной и интеллектуальной гармонии людей. И, прежде всего, своих соотечественников. Жизнь не перестает удивлять нас своим быстрым развитием, в том числе и востребованностью на новые науки, или, как часто говорят, нетрадиционные области знаний. Наша официальная система образования очень консервативна и инерционна. Чиновники из министерства образования, которые «высоко сидят, далеко глядят» не только не торопятся внедрять новые дисциплины, но даже не хотят слушать об экспериментальных курсах, которые позволили бы выявить действительно нужное и полезное. Поэтому организация такого общественного института - ответ на требования современного динамичного социального развития. Когнитологическое направление работы в этом институте - одно из центральных. Приходите к нам в институт, не пожалеете.

   В Москве уже более десяти лет существует Институт когнитологии, логики и развития личности. А чем мы хуже столицы?

   Напоследок свой рассказ о когнитологии и об интеллектуальных проблемах современности хотелось бы подытожить словами Джона Локка, великого английского мыслителя: «Едва ли есть что-либо более нужное для знаний, для спокойной жизни и для успеха всякого дела, чем умение человека владеть своими  мыслями». Это сказано еще три века назад!

   Так что давай, думай, читатель, напрягай мозги...

 

Библиография Сергея Палагина:

"Почему я - когнитолог?" - Саратов, «Новый ветер», 2004.

"Что такое когнитология и зачем она думающему человеку". - Саратов,«Новый ветер»,2004.

"Когнитологическая самоорганизация - это серьезно". - Саратов, Изд-во СГУ, 2005.

"Полилогические раскопки". - Саратов, ИКД «Пароход», 2000.

 

Свои отзывы и мнения вы можете отправить по адресу: invir@yandex.ru

Контактные телефоны Института развития Человека: 76-04-14, 70-46-55

 

 

                                                                                                                           

Hosted by uCoz