Научные направления С.В. Палагина в рамках Института развития человека |
||
Тот день, когда человечество поймет, что ум есть нечто, приобретаемое в процессе обучения, будет величайшим поворотным пунктом в истории цивилизации. . Л.А.Мачадо
Для тех, кто впервые знакомится с когнитологией как с новым научным направлением, определим, что когнитология - это наука о мышлении. Как самостоятельное русло научной активности она существует с середины 70-х годов прошлого века и в настоящее время продолжает бурно развиваться. На сегодня в ней уже достигнуты весомые наработки, позволяющие переходить к когнитотехнологии. То есть от научных исследований приступать к творческой, созидательной деятельности. Положение, в котором мы сегодня оказались, требует незамедлительных мер по предотвращению экологического кризиса, к которому мы неумолимо приближаемся. Так же нам надо предупредить ту запредельную социальную напряженность, которая неизбежно сопровождает любые демографические проблемы. Невосполняемые ресурсы, которыми мы все сейчас живем, тают буквально на глазах, и настолько же быстро растет загрязненность окружающей среды. Мы вырубаем леса, истощаем почву и многие страны уже которое десятилетие испытывают серьезные трудности с обычной питьевой водой. Книги, подобные книгам «Пределы роста» и «За пределами роста» становятся бестселлерами. На международном симпозиуме, состоявшемся в Москве 3 марта 2004 года под названием «Как сохранить мировую цивилизацию», еще раз было подтверждена и научно показана неизбежность взрыва мировой истории при условии ее традиционного движения. Срок этого взрыва по оценкам многих ведущих ученых - конец первой четверти XXI века. Всего через два десятилетия! Если мы действительно любим своих детей и считаем себя ответственными за их судьбу, то нам давно пора детально исследовать сложившуюся ситуацию и принять к своему самосохранению самые незамедлительные меры. Однако пока только горстка энтузиастов, специально посвящающая свои силы предвидению будущего земной цивилизации, реально представляет, что ждет нас буквально через считанные годы. Двадцать лет на фоне всей миновавшей многовековой истории – очень малый срок и кажется, что за них такого серьезного может произойти? Так считает только тот, кто привык мыслить линейно. Да, в мире очень многое движется по линейным, простейшим законам, но не они определяют настоящую картину мира. Главные закономерности, которым подчиняются буквально все процессы во Вселенной – это нелинейные. И это давно уже показано учеными, работающими в таких междисциплинарных научных направлениях, как синергетика и нелинейная динамика, кибернетика и наука управления. Главная и единственная причина того, что мы неуклонно вползаем в демографический и экологический кризисы – это мы сами. Мы в своей биосфере уже давно живем «не по средствам». Поэтому, чтобы с наименьшими потерями эти кризисы преодолеть, мы должны изучить себя и как можно быстрее подстроиться под изменившиеся условия своего существования. Но для этого надо обладать совершенно новым складом мышления. В сегодняшней когнитологической терминологии его можно охарактеризовать как осознанно-рефлексивное. Хотим мы этого или не хотим, но это мышление в нас зреет. В ком-то зреет быстрее. В ком-то медленнее. Быстрее в тех, кто специально занимается исследованием нового мышления и посвящает свою карьеру новому научному направлению – когнитологии. Что позволяют утверждать последние когнитологические находки? Следующее: 1. Открытие осознанно-рефлексивного мышления – свершившийся факт и от него уже нельзя отмахнуться как от теоремы Пифагора или закона всемирного тяготения И.Ньютона. Осознанно-рефлексивное мышление обладает вполне конкретными характеристиками, которые в своей основной совокупности уже выявлены и служат надежными ориентирами для всех, кто хочет существенно повысить отдачу от своего интеллекта и добиться принципиально более полного понимания происходящего. 2. Что человек с осознанно-рефлексивным мышлением обладает существенно большими организационными способностями, которые обнаруживает в общении с другими людьми. Люди же с традиционными мыслительными навыками безнадежно блуждают в информационном пространстве цивилизации и не способны к серьезной целенаправленной деятельности. 3. В отличие от них люди с осознанно-рефлексивным, когнитологически упорядоченным мышлением способны создавать социальные системы с гораздо более высоким уровнем организации, чем люди со все еще масштабно господствующим, но уже принципиально устаревшим «обычным» мышлением. 4. Социальные системы, созданные людьми с осознанно-рефлексивным мышлением способны оперативно подстраиваться под быстро меняющиеся условия существования (экологические, политические, экономические) и избегать серьезных кризисных ситуаций. 5. Только добившись подавляющего большинства интеллектуально самоорганизованных людей в цивилизации, мы перейдем к тому самому ее «устойчивому развитию», о котором говорим уже более тридцати лет. Первое, что сегодня нам следует незамедлительно сделать в свете предотвращения грядущих планетарных кризисов – это доисследовать и утвердить научным сообществом факт открытия полностью информационно самоорганизованого интеллекта. Факт, которым уже располагают отдельные ученые, добившиеся в этом направлении передовых результатов. Второе – это доработать к самоорганизованному интеллекту ноосферное мировоззрение и идеологию. И то, другое уже вырисовывается в самых общих чертах, но для назревших потребностей общественного развития усилий единичных первооткрывателей недостаточно. В третьих, ученое сообщество должно подтолкнуть остальную интеллектуальную элиту человечества – общественных деятелей, политиков, бизнесменов, менеджеров, преподавателей и других профессионалов к скорейшему усвоению нового мышления – осознанно-рефлексивного. В этих трех шагах вырисовывается явление, которое в контексте общественного развития есть основания назвать «когнитологическим прорывом». Своей лавинообразной динамикой он аналогичен воспламенению большого боевого заряда от маленького запала. Но если обычный взрыв есть энергетическое явление, то когнитологический прорыв в становлении земной ноосферы – это явление информационное. Человечество столетиями шло к тому моменту, чтобы собрать достаточное количество знаний к пониманию секретов своего мышления и на основе их – к максимальной творческой самомобилизации своего интеллекта. Как в личном, так и в планетарном масштабе. И вот по историческим меркам сегодня, на переломе тысячелетий, это состоялось. Количество собранной о мышлении информации достигло своеобразной, если говорить языком физиков-атомщиков, «критической массы». Когнитологический прорыв – это как бы качественная сторона переживаемой нами информационной революции, выражающейся во внедрении новых информационных технологий, средств связи, в компьютеризации и создании Интернета. Когнитологический прорыв уже начался и его не остановить. Его истоки – в разработке когнитотехнологии. Фундаментальные открытия в любой области только тогда дают практический эффект, когда их доводят до уровня высоких технологий. Когнитотехнология – это рассчитанная цепь информационных, мыслительных и психологических алгоритмов, закономерно приводящая активно думающего человека к ноосферной самоорганизации своего интеллекта. Именно активно думающего. Для человека, который не привык, который не воспитан думать не только активно, но и систематически, когнитотехнология – пустой звук. Нам давно пора отвыкать от мифа, что если человек умеет говорить и считать деньги – то это человек разумный. Нет. В свете последних когнитологических аксиом человека разумного от остальных отличается прежде всего своей способностью активно совершенствовать свой интеллект. А остальное прикладывается.
Первые пробные варианты когнитотехнологии уже разработаны и проходят испытание «в боевых условиях». В 2002/2003 учебном году Палагиным С.В. впервые в Саратове был прочитан экспериментальный курс по когнитологии в учебном центре «Лествица». В первом семестре 2003/2004 года – тот же доработанный курс в Институте бизнеса и делового администрирования СГТУ. Положительные отзывы получены от преподавания когнитологии в Институте агробизнеса СГАУ им Н.И.Вавилова и в ПАГС им П.А.Столыпина. О когнитологических результатах первого когнитолога города неоднократно писали саратовские газеты и сообщало Независимое саратовское телевидение.
Для усвоения ориентирующего минимума знаний по когнитологии Палагин С.В. рекомендует прочесть следующие его книги: 1. Почему я когнитолог? (Саратов, «Новый ветер», 2004) 2. Что такое когнитология и зачем она думающему человеку. (Саратов,«Новый ветер»,2004) 3. Когнитологическая самоорганизация - это серьезно. (Саратов, Изд-во СГУ, 2005) 4. Полилогические раскопки. (Саратов, ИКД «Пароход», 2000)
Эти книги можно приобрести - у автора, созвонившись с ним по телефону 51-78-81 или - в магазине редких книг «ОКСЮМОРОН» (ЧП Соловьев И.В.) на Немецкой (проспект Кирова) напротив магазина «Детский мир», пройдя через арку, налево).
Для тех, кто осознал чрезвычайную актуальность когнитологических усилий на личном интеллектуальном фронте, кто понял, что сегодня интеллект любого человека с активной жизненной позиции нуждается в функциональной до-настройке, Палагин С.В. предлагает широкий спектр когнитотехнологических лекций, занятий и курсов:
1. Ознакомительные лекции для любых слушателей (школьников, студентов, сотрудников каких-либо предприятий и учреждений); 2. Когнитологический коучинг (индивидуальные занятия по организации и развитию мышления с учетом личных особенностей и пожеланий); 3. Курс практической когнитологии для любых учебных заведений в объеме 34 или 68 учебных часов (семестровый или годовой с занятиями 1 раз неделю); 4. Когнитологический автотренинг (цикл самостоятельных занятий под руководством автора).
Сегодня наше общественное информационное пространство настолько насыщено, что в нем нельзя сделать карьеру, не обладая самодисциплиной мышления, не зная ментальной грамотности, не умея создавать свое личное информационное пространство и активно работать в нем. Предлагаемый курс практической когнитологии позволяет обрести полную исходную интеллектуальную самоорганизованность. Этот курс для людей, желающих добиться успеха в жизни прежде всего благодаря своему интеллекту. Если Вы не видите необходимости развивать и совершенствовать свой интеллект, то Вы — либо тупой, либо самодовольный человек и у Вас нет ноосферного будущего. Самоорганизовать свое мышление может только тот, кто активно живет в информационном пространстве и реально заботится о своем интеллектуальном развитии. Кто страдает от умственного несовершенства других людей, или проще — от их глупости и дури. Цель курса — не просто что-то "улучшить", а добиться вполне конкретного результата, который выражается в создании в мышлении интеллектуального гиперцикла (ИГЦ). Что такое ИГЦ? Это созданный нами в нашем сознании коллектив из десяти основных интроспективных теоретиков (КИТ). От лица этого коллектива мы, с соблюдением всех правил ментальной грамотности, рефлексии и полилогики мыслим на порядок более эффективно. ИГЦ — это комплекс фундаментальных навыков, это целая ноосферная культура, позволяющая профессионально обращаться с любой информацией. ИГЦ — это виртуальное, но тем не менее вполне конкретное и реальное "изделие", которое начинает быть востребованным. ИГЦ — очень гибкая структура, позволяющая каждому думающему человеку развить ее "под себя" и реализовать все свои интеллектуальные задатки под личный образ жизни и выбранную специальность. Ближайший аналог ИГЦ из информатики - это операционная система «Windows». Представьте: вы смогли бы эффективно работать на персональном компьютере без такой системы? Универсальность принципа информационного гиперцикла для самоорганизующихся биосистем (от молекулярных до социальных) уже доказана учеными, и наша задача сегодня — применить его не просто для информационной, а интеллектуальной самоорганизации. Показано, что самоорганизация мышления по принципу ИГЦ — необходимое условие для вхождения в ноосферную цивилизацию. Люди с неорганизованным мышлением никогда не впишутся в ноосферу и будут жить только на подсобных социальных ролях. Прислугой, грузчиками, дворниками... С соответствующими скудными заработками. И государство у них будет такое же — слабое, коррумпированное и зависимое. Если сегодня на серьезной и хорошо оплачиваемой работе обязательно уметь обращаться с компьютером, то буквально уже завтра необходимо будет обладать самоорганизованным мышлением, независимо от конкретного профессионального образования. Чтобы Вы "запустили" в своем мышлении ИГЦ как интеллектуальный генератор, предлагаемый курс практической когнитологии (когнитотехнологии) содержит необходимые для этого знания и умственные упражнения. Самоорганизовав и когнитологически настроив свое мышление, Вы находите для себя наилучшую ноосферную нишу и творчески строите свою карьеру с максимальной интеллектуальной эффективностью.
"Я всегда открыт для творческого общения..." ПАЛАГИН Сергей Викторович, кандидат философских наук, социолог, первый когнитолог Саратова
Вариант статьи в газете "Саратовский репортер" можно прочитать здесь >>>
Свои отзывы и мнения вы можете отправить по адресу: invir@yandex.ru Контактные телефоны Института развития Человека: 76-04-14, 70-46-55
|
||